Народное стихосложение

Народное стихосложение
    НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ в русском языке, по Ф. Коршу, имело в своем основании следующую схему (квантитативную):
    ⌣ ⌣ ⌣ ⌣ | ⌣ ⌣ ⌣ ⌣́
    или в ударных обозначениях:
    — ⌣ ⌣̲ — | — ⌣ ⌣̲ ⌣
    Это две диподии хореического типа; существенно отметить здесь разницу этого русского песенного стиха, употребляющего нисходящую диподию, тогда как письменный стих пользуется диподией ямбической. Напр., в песне видим:
    скАчет галка... по Ельничку,
    мАшет хвостом... по берЕзничку,
    тогда как классическом «хорее»:
    равнодУшна и ревнИва,
    а не
    рАвнодушна И ревнива.
    Возможно, что именно это обстоятельство и создавало стих Кантемира и Державина с полуударениями на второй стопе, как, например, у Кантемира:
    любИмица моя блИзко,
    у Державина:
    диАна с голубОго трОна
    и пр. Частушка в пении и теперь еще часто сохраняет хореическую диподию:
    кАк я стану нАдоску,
    д,вИжу тулу Имоскву.
    Но частушка же употребляет и ямбическую диподию:
    алексАндровский вокзАл
    откуд' мой мИлый уезжАл.
    Приходится слышать иной раз, что диподия в частушке меняется с переходом от одного двустишия к другому:
    тЫне вой полкАнушка,
    пАжалуста невОй,
    моводрОлю угнАли
    ПодаршАву всамый бОй.
    Бесконечные вариации основной темы этой (тетраподии хореической) отмечаются у Корша по малорусски, белорусски, сербски, болгарски, словенски, чешски, словацки, польски, лужицки, — почти на всех славянских языках. Период о двух колонах аналогичен германическому стиху о двух полустишиях. Анакруса факультативна. Две диподии объединяются в колон главным ударением, например:
    тыподИ моякорОвушка домОй
    и со стяжениями:
    ужкаквсЕмужья дожЕн дОбрЫ,
    где в слове «дОбрЫ» второе ударение сильнее и изменяется по Коршу четырьмя морами (см.), тогда как на «дО—» падает всего лишь две. Еще пример стяжения:
    онкупИл мнекОрОвушкУ,
    схема этой строки будет:
    ⌣ ⌣ | —́ ⌣ ⌣ —́ —́
    Растяжение первоначальной схемы имеет масу вариантов. Наиболее любопытны в этом отношении протяжные («проголосные») песни (напр., «Вниз по матушке по Волге», которая в пении из ямбической диподии обращается в тетраколонный период). У лужичан и поляков в пении меняется даже и ритм, двоичный переходит в троичный. Корш в общем считает этот стих силлабическим, хотя в пении он, разумеется, квантитативен. Корш указывает еще на качественность (ударность) этого стиха. Думается, что частично он квантитативен и в рецитации, которая таким образом сводится к речитативу или чему то сходному с греческой паракаталогой (ритмической декламацией под флейту или кифару). Надобно иметь в виду, что все это касается стиха или песенного, или такого, что читается нараспев, где, как это случалось и у Еврипида, бывает более двух нот на один слог. Все это конечно не существует в нашем читательстве, которое обычно происходит даже не вслух, и вопросами интонации вообще мало задается. Форма стиха переходила от народа к народу с мотивом, отсюда ряд приспособлений слов к размеру уже заданному. Это явление существует и сейчас в переводах популярных опереточных арий, например, первая строка:
    Ах, курочка-бедняжечка
    и дальше:
    Скорей надо доктора позвать,
    что в пении принимает вид:
    Ск'рей н'д' доктора позвать,
    а сложившийся стих уже входит в репертуар и таким и остается. Возможно ныне уже и обратное, как неведомо откуда залетевшие в народную пьесу «Шлюпка» строки Пушкина «Не стая воронов слеталась», далее совершенно расстроенные разностопным паузным стихом. Если стих читается нараспев, то в нем возможна квантитативность, для обычного теперешнего чтения, в котором распев очень слаб, а у актеров и вовсе не существует (исключая декламаторов самой последней формации, вроде актеров московского камерного театра), остается соответственная языку ударность, все ухищрения квантитативной песни тогда сводятся к сравнительно более простым элементам: полуударениям и паузам. Если, напр., стих:
    Полно, дремушка, дремати
    вполне соответствует приведенной выше схеме:
    ⌣ ⌣́ ⌣ ⌣́ | ⌣ ⌣́ ⌣ ⌣́
    то период (двустишие, два колона) будет таким:
    Из-под дуба, из-под вяза,
    Из-под вязова коренья,
    но он может появиться и в урезанной, стянутой форме:
    Друженька хорошенький,
    Друженька пригоженький
    со схемой:
    ⌣́ ⌣ ⌣ ⌣ | ⌣́ ⌣ —́
    ⌣́ ⌣ ⌣́ ⌣ | ⌣́ ⌣ —́
    и дальше:
    Добры кони тонут,
    Молодцы томятся,
    или
    Ой, за гаем, гаем,
    Гаем зелененьким со схемой двойного стяжения:
    ⌣̋ ⌣ ⌣́ ⌣ | — —́ —́ ⌣́⌣́ | — —
    Кроме того, период настолько плотен, что часто два колона не разделяются словом, как, например:
    Хвастал он на хвастывал
    бо гачеством своим
    и т. д. Сравнивая все это в стиховой, только-ударной схеме, мы видим, что в стихе «Добры кони тонут, молодцы томятся» для нас ударны всего лишь стихи не четырехстопные, а трехстопные. Правильнее было бы поэтому сказать, что, обследуя песню, мы исследуем собственно не стихосложение, а песнесложение народное. Стиха в нашем смысле народное стихосложение не знает, а то, что мы называем нашим стихом, чрезвычайно далеко от песни. Достаточно указать хотя бы на то, что песня, воспринимая письменный наш стих («Коробейники»), простой хорей поет, как:
    ой полнЫм полнАаа корОбушка,
    т.-е. прибавляет целую стопу к Некрасовскому четырехстопнику. Разница между русским стихом и русской песней разительна, это показывают хотя бы попытки (дельные, конечно) обогатить стих песней, которые всегда кажутся чрезвычайно своеобразными, настолько далека от стиха живая песня.
    С. П. Бобров.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель. . 1925.

Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Народное стихосложение" в других словарях:

  • Народное стихосложение — см. Стихосложение. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 …   Литературная энциклопедия

  • НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — русской устной народной поэзии. Различают 3 вида: говорной стих (пословицы, поговорки, загадки, прибаутки и пр.) чисто тонический, с парными рифмами, без всякого внутреннего ритма (раешный стих); речитативный стих (былины, исторические песни,… …   Современная энциклопедия

  • Народное стихосложение — русской устной народной поэзии. Различают 3 вида: говорной стих (пословицы, поговорки, загадки, прибаутки и пр.) – чисто тонический, с парными рифмами, без всякого внутреннего ритма (раешный стих); речитативный стих (былины, исторические песни,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — русской устной народной поэзии. Различают 3 вида: говорной стих (пословицы поговорки, загадки, прибаутки и пр.) чисто тонический, с парными рифмами, без всякого внутреннего ритма (раешный стих); речитативный стих (былины, исторические песни,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • народное стихосложение — русское, стихосложение русской устной народный поэзии. Различают 3 вида: говорной стих (пословицы, поговорки, загадки, прибаутки и пр.)  чисто тонический, с парными рифмами, без всякого внутреннего ритма (раёшный стих); речитативный стих (былины …   Энциклопедический словарь

  • народное стихосложение — стихосложение русской устной народной поэзии, в котором стиховые границы совпадают со смысловыми, и отличие от прозы заключается в синтаксисе, допускающем членение на предложения и словосочетания внутри предложения, по величине и интонации… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • Народное стихосложение —         русское, стихосложение русской устной народной поэзии (см. Народное творчество). В Н. с. различаются три основных типа: 1) говорной стих употребителен в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках, присказках и т.п.; это текст, четко… …   Большая советская энциклопедия

  • Стихосложение — (иначе версификация). I. Общие понятия. Понятие С. употребляется в двух значениях. Часто оно рассматривается как учение о принципах стихотворной организации речи и в этом смысле представляет собой не что иное, как стиховедение (см.). В другом,… …   Литературная энциклопедия

  • Стихосложение — Понятие Стихосложение (иначе версификация) употребляется в двух значениях: учение о принципах стихотворной организации речи  стиховедение; то есть как способ организации звукового строения речи, в котором речь делится на стихи и прозу. в… …   Википедия

  • стихосложение — способ организации звукового состава стихотворной речи, противопоставляющий ее прозе. В основе стихо сложения лежит заданное членение речи на соотносимые и соизмеримые между собой отрезки стихи. В зависимости от того, какими единицами измеряются… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»